Інститут повільного і болісного з'ясування напрочуд очевидних речей

Бегущий по лезвию / Blade Runner

Si fallor, sum (лат. «Если я ошибаюсь, я существую»)
Августин Блаженный в книге «О Граде Божьем»

Je pense, donc je suis (фр. «Я мыслю, значит я есть»)
Рене Декарт

Как известно Томас Эдисон не только первым стал снимать «кино для взрослых» но и для полного погружения в придуманный режиссером мир стал использовать звук. Поговаривали, что тот, дескать, кто сумеет первым изобрести звук, приберет к своим рукам весь Голливуд. Конечно, на картинки теперь ходили толпы народу, но толпами, как известно, легко управлять. Даже проблема цвета не стояла так остро. Уже в тридцатых годах прошлого века в кино пришел не только звук, но и цвет. Казалось, что прогресс не остановить и скоро зритель сможет полностью погрузиться в выдуманный мир. Даже когда никто еще не знал, как наложить звук на движущиеся картинки, уже существовал звук, в полном смысле неотделимый от кино – звук шелеста денег. Как известно, курица — лишь способ, которым одно яйцо производит другое яйцо. Кино стало способом продюсеров с деньгами производить деньги. И тут мнение режиссера не всегда первично.

Снимать фильмы «вне времени» (не важно, что они показывают прошлое или будущее) умеют не так много режиссеров. Когда смотришь хронику 80-х годов, и современные съемки стилизированные под хронику 80-х годов, то видишь разницу. Френсис Форд Коппола умел рассказывать истории прошлого, а у Ридли Скотта получается рассказывать истории из будущего. Возможно не нашего, а какой-то другой Земли. Вчера, сегодня и завтра зритель будет смотреть картину, и только 1982 год после титров подскажет ему о том, когда же это было снято.

Сан-Франциско будущего 2019-года. Рик Декард (Харрисон Форд) работает blade runner’ом (англ. blade — лезвие, runner — бегун) – охонтиком на сбежавших репликантов (искусственно созданных биологических «людей», с генно-ограниченным сроком жизни). Андроиды-репликанты модификации «Нексус-6» начали выходить из-под контроля, осознав себя личностями, – требовать к себе «человеческого» отношения.
Существуют семь версий фильма, хотя по телевидению обычно показывают «оригинальную» International theatrical release 1982-го года, когда на торрентах предпочитают The Director’s Cut (1992) или The Final Cut (2007).

В процессе поиска и “зачистки” репликантов у героя возникают вопросы, на которые ответы зрители должны найти сами. И правда, у каждого может оказаться своя. Наверное, секрет гениальности фильма в том, что режиссёр снимал одного героя, а Форд играл другого. Не репликант ли сам Декард? И в какой момент человек становиться человеком: когда рождается или, возможно, когда сам дает жизнь?

Если репликант превосходит человека в силе и выносливости, возможно он сможет его превзойти и в благородстве?

2 коментарі

Залишити коментар до Рома Лобода Скасувати коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.