Жак Маритен хороший диагност, но плохой врач
Жак Маритен удивительно прозорливо видел многие корни современных бед цивилизации, но при этом умудрялся давать неправильные рецепты их лечения.
Так, например, во многих своих работах (например «Религия и культура», «Интегральный гуманизм», «Сумерки цивилизации») он вполне справедливо утверждал, что перенос эмпирического механицизма аля Декарт в плоскость такого бездушного конструирования гуманистического (в чисто просвещенческом понимании этого слова) общества приводит к террору, обесцениванию человека и уничтожению личности.
При этом в своей книге «Человек и государство» Маритен вдруг становится полностью на почву этого самого механицизма и высказываете поддержку созданию «мирового правительства».
Маритен исходит из довольно либертарианского мышления в том смысле, что понимает отличие «government» и «community». Он выступает против мирового «government», но хочет создания человечества в виде «community», т.е. добровольного сообщества, а не «административного государства».
Но далее ему в отличии от многих космополитических либертарианцев нужно опуститься из теории в практику, ведь он сам решил написать «практическую работу».
Маритен верно замечает, что постройка «мирового сообщества» сверху силой приведёт к печальным последствиям. Поэтому нации должны сами прийти к «мировому сообществу». Таким образом мы якобы избежим двух зол: построения мирового «government» с одной стороны и с другой вечных войн наций между собой, виной которым, по мнению Маритена, государственный суверенитет отдельных стран.
Но Маритен прекрасно понимает, что «просто так», в неком телеологическом процессе это не произойдёт. Поэтому он предлагает создать, что-то вроде совета мудрейших, которые без силового принуждения, а лишь своим моральным авторитетом буду комментировать происходящее, чем как бы освещяя путь человечества к «единому сообществу».
Эту теорию можно теоретически раскритиковать. Можно например спросить: а кто пойдёт в авторитеты? Маритен? Так он католический философ, причём не самых «прогрессивных взглядов». А если там будет коммунист? Исламист? Какой-нибудь христианский харизмат-фундаменталист? Как они будут единую моральную позицию освещать?
Но эту теорию можно не просто теоретически развенчать, но и практически. У нас есть прообраз той трибуны говорящих голов Маритена – ООН. Как показала история, наличие органа, который постоянно взывает к морализму, но при этом не имеет никаких инструментов их воплощения приводит не к тому, что человечество устремляется в некий глобальный «community», а наоборот перестаёт верить в него.
Более того, у нас есть пример организации, которая решила преступить через «ничего-не-делание» и инструментарно построить такое общество. Оно столкнулось с той проблемой, которую Маритен как католик, должен был хорошо осознавать – неидеальность человека, который не может соответствовать идеалу утопии. А отсюда лишь два выхода: либо признать идеал недостигаемым (тогда смысла во всей конструкции нет), либо «создать нового человека». Но тут мы встаём на путь тех самых «просветителей», которых сам Маритен обвиняет во всех напастях человечества. И мы видели примеры попыток создания «нового человека» – Робеспьер, Третий Рейх, СССР, и более цирковой вариант в нынешнем ЕС.
Маритен питает довольно нежные чувства к Средневековью и с теплотой смотрит на попытки средневековой католической церкви в связке з монархами создать «Imperium Catholicos». Но он должен признать, что эта попытка провалилась в связи с разным набором причин, и прекрасно, в отличии от многих традиционалистов, понимает, что реанимировать её нельзя. Маритен с осуждением и неприязнью смотрит на деятельность французского просвещения и констатирует факт, что их утопия тоже провалилась. Если две утопии провалились, логично попробовать отказаться от утопий вообще. Но Маритен пытается создать третью, где взяв лучшие моменты из первой и второй, создаст идеал, как некогда Цицерон полагал, что нахватав лучшие стороны всех греческих форм государства, можно создать идеальное государство.
Жак Маритен томист, его любимый философ Фома Аквинский. Не принижая достоинств Фомы, Маритену следовало также бы обратится к Августину, который давно разобрал все те, преграды, которые стоят на пути к утопии Маритена.
В целом Жак Маритен хороший диагност, он часто зрит в корень проблем цивилизации. Но он плохой врач, он снова впадает в заблуждения, которые ранее сам же и разоблачил.