Інститут повільного і болісного з'ясування напрочуд очевидних речей

Человек в высоком замке (сериал) / The Man in the High Castle (TV series)

Авторы любят создавать свои вселенные. Наверное, в этот момент они чувствуют себя демиургами твоя собственный мир. В нем может быть магия или свет двигаться довольно медленно, слегка превышая скорость звука.

Одним из способов создать свою вселенную – это написать альтернативную историю. Мы любим думать о том, что бы было если бы… Ещё римский летописец Тит Ливий пытаясь представить себе возможную историю противостояния Рима и Империи Александра Македонского задавал себе этот вопрос. Возможно он был первым человеком, которые написал свою альтернативную историю. “Рассмотрев все это и по отдельности и в совокупности, легко убедиться, что Александр, подобно другим царям и народам, тоже не смог бы сокрушить римскую мощь” пишет он в «Истории от основания города». И делает интересный вывод: “Каким бы громадным ни казалось нам величие этого человека, оно остается величием всего лишь одного человека, которому чуть больше десяти лет сопутствовала удача”. Согласитесь, спустя 2000 лет тоже можно сказать и про Адольфа Гитлера. Похоже история движется не просто по спирали, а по замкнутому кругу.
Не знаю читал ли Филип Дик «Историю» Ливия, но задав себе вопрос про роль Македонского Гитлера в истории, он приходит к другому выводу, предлагая нам посмотреть на мир в котором победили страны гитлеровской коалиции. И в условном Нюрнберге судили уже союзников за преступление против человечества.

Наверное, сказать что сериал является экранизацией книги Филипа Дика будет некорректно. Ведь есть отличный термин «по мотивам». Авторы не только изменяют судьбу второстепенных героев, но и идут дальше рассказывая продолжение истории Дика. По сути взяв только идею альтернативного мира 1962 года. Сотня обзоров в интернете, мнение критиков (которые иногда пишут свои отзывы не смотря сериал или не читал книгу) расскажут вам подробно содержание каждой серии.

А вот на что стоит обратить внимание, так это на на поиски условных “пасхальных яиц”. Авторы акцентирует свое внимание на изобретениях человечества которая базируется на работах ученых Третьего Рейха и делаю предположение что победи войне Империя, – Concorde бы начали летать раньше. Остановимся подробнее, не углубляясь в сюжетные перипетии, на визуальной составляющей.

Рассматривая сериал с этой точки зрения, обратил внимание на одну особенность – авторы создав очень аутентичные, красочные и правдоподобные образы мира Великого нацистского Рейха сознательно делают несколько упрощений. Проработав элементы архитектуры и дизайна, восстанавливая с помощью компьютерной графики или создавая заново картины мира нацистов, почему-то обходят вниманием символику. Визуализация Рейха сводится практически везде только к употреблению свастики. Она везде: на нашивках, флаге, бланках, зданиях. Авторы сериала взяв сознательно игнорирует другую символику Немецкой империи. Рискну предположить, что это сделано для того чтобы не вызывать ненужные ассоциации. В результате получился многослойной постмодернистский текст: для интеллектуалов – игры угадай автомобиль, винтовку, самолет которые создали после войны на базе немецких технологий; для зрителей «попроще» – нарисован плохой мир, который уготован человечеству при поражении Америки, и хороший который был у страны в шестидесятые. Зритель ни в коем случае не должен увидеть параллели в политике Рейха и Союзников.

Семья и толерантность противопоставляется одиночеству и этническим чисткам. Хотя возникает вопрос «где расовая сегрегация в Америке шестидесятых?». Но не стоит забывать, мы же говорим о параллельной вселенной. Значит и чего нет, того нет. Как данность.

Первые три сезона произвели двойственное впечатление и окончательно ушли от текста Филипа Дика. Четвертый же показал что без литературной основый сценаристы могут ставить только троеточия, а при попытки связать все нити повествованя в один узел вызывают удивление граничащее с разочарованием. Самоповторы позволены Юпитеру, а не быку. Но в целом, такая экранизация классики может говорить как минимум о двух моментах: уже появились действительно большие бюджеты для масштабных съёмок альтернативных миров и/или о кризисе сценаристов Голливуда. Не удивлюсь, если в ближайшее десятилетие мы увидим новые приключения Одиссея по мотивам гомерской истории.

2 коментарі

  • Александр Клейн

    Филипп Дик меньше всего заботился об имидже США или о его “сходстве” с Рейхом. Не стоит конспироложеством заниматься…

    • Konstantinus

      Пост же не только (и не столько) о книге, столько о сериале. А там у сценаристов другая логика.

Залишити коментар до Александр Клейн Скасувати коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.