Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1500—1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.
(1920×1080 пикселей)
…кто умножает познания, умножает скорбь.
(Екклесиаст 1:18)
Демон первого рода
Давайте представим себе прямоугольный рисунок, состоящую из множества точек. Пусть в ней будет 1920 точек по горизонтали и 1080 по вертикали. Пример такого изображения прикреплен справа. В результате мы получим 2,073,600 точек которые могут изменять свой цвет в каком-то диапазоне. Черно-белая версии изображения, будет представлять собой некий набор черных или белых точек. Для цветных картин, диапазон цветов точек (пикселей) значительно шире, но видимый человеком спектр все же конечен. Картинка, приведенная для примера, содержит 309010 уникальных цветов, но в теории глубине цвета в 24-бита соответствует 16,777,216 уникальных цветов (256×256×256) для каждой точки.
С помощью формул комбинаторики можно посчитать какое количество изображений возможно создать на таком прямоугольнике. Как бы велико они не было, оно все же будет конечным.
Мартин Гарднер, в свое время, обратил внимание на то, что среди множества этих изображений будет не только абстрактный «мусор», но и все шедевры изобразительного искусства, которые были созданы человечеством. Причем это конечное множество изображений будет содержать в себе и величайшие картины будущего, которые человечество еще не создало. Но мы можем уже сегодня «сгенерировать» их с помощью компьютера.
Назовем такой алгоритм генерации изображений демоном первого рода.
Демон второго рода
№ 5, 1948 г. Джексон Поллок. Стоимость $140 млн. долларов
А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг — конца не будет, и много читать — утомительно для тела.
(Екклесиаст 12:12)
Логично что большая часть изображений, сгенерированных демоном первого рода не будут содержать полезной информации, и скорее являться шумом. В 1965 году Станислав Лем в одном из рассказов цикла «Кибериада» предположил существования алгоритма способного очистить полезную информацию от бесполезной. Правда, лемовский демон первого рода первичный информационный поток формировал случайным образом.
А вот модернизированный фантастический алгоритм мог генерировать «информацию обо всем, что было, что есть, что может быть и что будет. И нет демона превыше этого Демона, ибо он — Второго Рода». Не уверен, что он смог бы отличить картину Поллока от «мусора», но на то он и фантастический демон.
Лоуренс Альма-Тадема, 1888 г.
Антибиблиотека
Киевскую библиотеку спалишь,
Не Александрийскую, то и простят.
Дмитрий Кремень
Человеческое знание или глупость создает текст, и его производные будь то бумажные журналы или электронные книги. И глупость обычно более плодовита. Мы не знаем, сколько томов насчитывала Александрийская библиотека, но можем быть уверенными, что большинство книг там были макулатурой. Хотя пергамент навряд ли был ценным вторсырьем, но вот кожа животных, отданная графоманам для его изготовления, могла быть использована для обуви или одежды, оберегая и согревая своих хозяев.
Избыток знаний вреден. Все мы помним Дон Кихота. Начитавшись рыцарских романов он для славы и завоевания сердца дамы решил изобразить сумасшедшего. Но «сойти с ума, имея на то причину, – в этом нет ни заслуги, ни подвига, но совсем иное дело утратить разум, когда для этого нет никаких поводов. Если моя дама узнает, что я дошел до безумия без всякой к тому причины, – она поймет, что я смогу натворить, если дать мне серьезный повод к отчаянию и гневу.» И каким образом он решает доказать серьезность своих намерений? Совершить безумный подвиг? Нет! «Сейчас я разорву на себе одежды, разбросаю доспехи, стану биться головой о скалы и прочее тому подобное… все это я проделываю не в шутку, а вполне серьезно, иначе я нарушил бы законы рыцарства, приравнивающие ложь к ереси, а ведь делать одно вместо другого – значит лгать. Следственно, задуманное мной битье головою о скалы – это будет битье с подлинным верное, без всякой примеси чего-либо ложного или показного.» Хорошо, что друзья, заботясь о морали и умственном здоровье Дон Кихота, сожгли его удивительную библиотеку.
Умберто Эко напоминает нам что по мнению инквизиторов всех времен, рас и религий, огонь искупает грехи не только людей, но и книг.
Древних римлян спасало то, что неизвестно сколько из них умело читать. Правда Юлий Цезарь для профилактики все же спалил Александрийскую библиотеку. А со временем исчезли и все древнеримские свитки, хотя патриции содержали библиотеки, где были собраны тысячи произведений. Но не осталось ничего. Вообще, ни одного произведения эпохи Римской империи. Да и жители куда-то исчезли. В Риме в первом веке нашей эры жило больше миллиона человек, а к третьему осталось лишь двенадцать тысяч. Почти миллион человек исчезли, не оставив после себя книг.
Вы думаете, что если бы сохранились фонды Александрийской библиотеки, это бы обогатило знание современников? Безусловно, некоторые ученые, как Эко были бы благодарны. Но для большинства и существующие библиотеки, выставившие доступные в них знания «на показ» не помогают даже ученым перестать верить в мифы.
Так библиотека Гейдельбергского университета отсканировала свои фонды и выставила их в Сеть. Сегодня мы можем узнать что Атанасиус Кирхер в своем «Turris Babel» (1679) применил он законы физики и математики, чтобы доказать невозможность поднять до неба Вавилонскую башню: действительно, преодолев определенную высоту и набрав вес самого земного шара, она заставила бы наклониться на 45 градусов земную ось.
Kircher, Athanasius
Athanasii Kircheri … Turris Babel sive archontologia: qua primo priscorum post diluvium hominum vita, mores rerumque gestarum magnitudo, secundo turris fabrica civitatumque exstructio, confusio linguarum & inde gentium transmigrationis, cum principalium inde enatorum idiomatum historia, multiplici eruditione describuntur & explicantur
Amsterdam, 1679
Упомянутый Эко вспоминает: “всего несколько лет назад «Латинская патрология» Миня (221 том!) продавалась на CD-ROM по цене, если мне не изменяет память, в 50 тысяч долларов. За такую цену «Патрологию» могли купить разве что крупные библиотеки, а отнюдь не бедные ученые-исследователи (хотя в среде специалистов по Средневековью тут же стали радостно делать пиратские копии). А теперь, просто купив подписку, вы можете получить доступ к «Патрологии» в Интернете. То же самое с «Энциклопедией» Дидро… сейчас я совершенно бесплатно могу найти ее в Сети.» Но многие из нас гуглят проверяют информацию в объёме больше чем статья в Википедии? Вот она, Александрийская библиотека 21-века!
“…чем шире ваш кругозор, тем больше у вас появляется полок с непрочитанными книгами. Назовем это собрание непрочитанных книг антибиблиотекой” – предлагает нам Нассим Талеб.
Эта антибиблиотека со временем будет только расти. Классические библиотеки оцифруют свои фонды, в мире набирает силу движение бесплатных архивов электронных публикаций научных статей и их препринтов. Наша антибиблиотека активно наполняется. Но для того чтобы она не поглотила нас, как лемовского разбойника с дипломом, похоже пора начать искать ответ на вопрос «Жизни, Вселенной и Всего Остального» создавая Демона Третьего рода.